Бизнес заразился вирусом аджайла: приглашают консультантов, обучают сотрудников, пробуют разные подходы. Чаще всего организации делают это, чтобы быстрее выводить на рынок новые продукты и услуги. Вдруг получится опередить конкурентов?
Консультантам выгодно продавать услуги по аджайл, если обещать ускорение работы и преимущество перед конкурентами. После «внедрения» даже замеряют, насколько организация быстрее работает. И чудо, оказывается, что действительно быстрее стали выпускать продукты и услуги.
Но когда копаешь глубже, получается неоднозначная картина.
В первую очередь, не каждый менеджер готов признать неудачу. Никому не нравится чувствовать себя глупым. Поэтому при опросах говорят, что стало лучше. А на деле нет.
Другая причина — сложность измерения. Если раньше организация не умела измерять скорость вывода продукта на рынок, а с приходом аджайл научилась, то как она поймет, что стала быстрее работать? Никак. Поэтому говорят, что стали работать быстрее, хотя точно не знают.
Третья причина — частые поставки затрудняют сравнение. По философии аджайл компании делают частые поставки. Если раньше бизнес выпускал большую комплексную услугу за 2 года, то теперь запускает новую услугу для отдельной категории клиентов за 3 месяца. Но это все же разные услуги. Нельзя просто так взять, сравнить и сделать вывод, что стало лучше. Изменился ритм поставки. Общее время вывода полной услуги на рынок может остаться прежним.
Конечно, положительные эффекты от аджайл подходов есть. Организации действительно могут быстрее выводить новые продукты на рынок. Но это побочное действие аджайла, а не прямое следствие.
Аджайл — это ценности. Их нужно «внедрять», если вы с ними согласны. Не потому, что так ваш товар быстрее появится на рынке. А потому, что вам в такой организации будет приятнее работать. Вы будете много общаться с людьми, меньше работать с документами. Вы будете видеть частые поставки продукта и меньше думать о процедурах. И менеджеров в организации, наконец, станет меньше.