Бывает, что мы не можем однозначно определить – проект перед нами или просто небольшое изменение, мы используем «правильный» метод решения задачи или «неправильный», пациент жив или уже нет. Для снятия такой неоднозначности, она еще называется концептуальной, используют два способа – детальные критерии и конечный арбитр.
В работе я чаще всего сталкиваюсь с понятием проекта. По определению это «временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата». Вроде бы все понятно. Но на практике возникают сложности с этим определением. Вот если я нарисую от руки «каляки-маляки» — это что, тоже проект? По определению подходит, но что-то смущает. Вот эта неуверенность возникает из-за неоднозначности термина.

Способ 1 – детальные критерии. Для снятия неоднозначности мы можем уточнить само понятие. Например, ввести дополнительные признаки проекта:
- уникальность как результата (продукт, услуга), так и способа, а также условий достижения данного результата
- создание временной организационно — ролевой структуры (проектной команды) для реализации проекта
- возможность установить дату начала и окончания проекта
А также, при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
- трудоемкость разработки оценивается в 100 и более человеко-часов
- бюджет проекта составляет более 500 000 (пятьсот тысяч) руб.
- длительность Проекта составляет 3 и более месяцев.
Способ 2 – конечный арбитр. Для части инициатив критерии все равно оставляют сомнения. Например, вы можете организовать закупку сложного промышленного оборудования взамен устаревшего. Подготовка может занять более 3 месяцев, содержать уникальные характеристики результата, требовать большой трудоемкости на подготовку, но все равно это – регулярная операционная деятельность. Служба закупок крупного производственного предприятия занимается такими задачами постоянно. И если вывод об операционном характере деятельности из критериев не следует явно, тогда можно применить второй способ – ввести роль конечного арбитра. Кто-то должен взять на себя функцию арбитра, судьи, за которым будет последнее слово. Например, при наличии ясных критериев жив пациент или мертв, последнее слово за врачом. Виновен обвиняемый или нет – последнее слово за судьей. В случае проектов последнее слово может быть за проектным офисом или проектным комитетом. После их решения вопрос более не обсуждается.