Введение в Business Agility. Часть 1

Business Agility — это новый способ ведения бизнеса, при котором организация в основу своего существования ставит клиента и добровольно соглашается непрерывно подстраиваться под его изменяющиеся потребности. Сделать организацию гибкой помогает модель областей гибкости (domains of business agility).

Мир меняется все быстрее. Не все организации успевают подстраиваться под новые условия ведения бизнеса. Согласно исследованиям Ричарда Фостера, профессора Йельского университета, средний срок жизни компаний из индекса S&P 500 за последнюю сотню лет сократился на 50 лет. Выживут в этом непредсказуемом мире только самые эффективные и гибкие организации.

Разобраться с понятием гибкой организации помогает модель областей гибкости.

Модель состоит из 9 взаимодействующих областей по 3 направлениям, распределенных вокруг своего ядра — клиента. Области равнозначны и взаимосвязаны. Ни одна из областей не является более важной, чем другая. Организация достигает подлинной гибкости только тогда, когда она гибкая в каждой из областей.

Деятельность. Направление определяет, как гибкая организация функционирует. Деятельность включает области:

  • технической гибкости на уровне отдельных инженерных практик,
  • гибкости на уровне отдельных процессов поставки ценности,
  • гибкости на уровне видов деятельности организации.

Отношения. Направление определяет внутренние и внешние отношения организации и включает области:

  • структурной гибкости на уровне отношений между сотрудниками, командами и подразделениями,
  • лидерской гибкости по отношению к менеджменту,
  • рыночной гибкости на уровне отношений с клиентами организации и с рынком.

Образ мышления. Направление определяет ключевые ценности гибкой организации и включает области:

  • непрерывного обучения,
  • сотрудничества,
  • ответственности.

Чтобы быть успешной, гибкой организации требуется слаженная работа в каждой из 9 областей. Те организации, которые наблюдает снижение отдачи от использования гибких практик, должны начать смотреть на гибкость, как на непрерывную эволюцию корпоративной культуры, людей и их навыков, нежели просто фокусироваться на улучшениях в одной-двух областях.

В этой модели вы не увидите таких знакомых методов и фреймворков как Scrum, Kanban, Beyond Budgeting. Они дополняют модель областей гибкости. Цель модели — показать, к чему стремиться, а не что конкретно делать.

Клиент

Сердцем гибкости и смыслом существования организации является клиент в широком понимании. В зависимости от организации, клиент означает платящего клиента для частной организации, гражданина для органов власти, абстракцию типа «окружающая среда» или «общество» для некоммерческой организации. В отдельных случаях клиент — отдельное подразделение внутри организации. Хотя в этом случае лучше рассматривать полную цепочку поставки ценности и конечного клиента. Во этих примерах есть общий элемент — кто-то или что-то, определяющее смысл существования.

Слишком много организаций забывают, что бизнес делается не просто чтобы зарабатывать деньги. Бизнес зарабатывает деньги, чтобы продолжать достигать истинных целей — служить клиентам. Подумайте о профессии врача. Большинство людей не становятся врачами, чтобы стать богатыми. Врачи хотят спасать человеческие жизни. Деньги нужны, чтобы продолжать учиться, развиваться и непрерывно помогать людям.

«Прибыль — это как воздух, которым мы дышим. Нам нужен воздух, чтобы жить, но мы живем не для того, чтобы дышать», — Фредерик Лалу

Клиент — это ядро нашей модели не только потому, что он определяет смысл существования организации, а еще и потому, что на клиента не обращали внимания слишком долго. Посмотрите на организационную структуру вашей организации. Где там клиент? Организации долгое время утверждали, что клиент — это их самый важный актив, и тем не менее, его нигде не видно.

Тот факт, что клиент находится в центре модели еще не означает, что клиент всегда прав или что сотрудники и собственники не важны. Также остается важным способность организации зарабатывать прибыль. Положение клиента в центре означает, что все, что организация делает, вращается вокруг клиента. Клиент находится на вершине организационной структуры организации. Работа, которую мы делаем, и способ, которым ее выполняем — все это ради клиента.

Автор модели: Эван Лейборн

Читать по теме

Продолжение в части 2
Оригинальный источник