Что отличает профессионала

Как-то сейчас деградировало понятие профессионала. Все вдруг стали экспертами, профессионалами в своей области, а по должности никак не меньше вице-президента. Попробуем разобраться, кто такой профессионал.

Должность не важна. Есть две стратегии роста — вертикальная и горизонтальная. Вертикальный рост — это рост в должности: начинаешь стажером, заканчиваешь президентом. Покупаешь Porsche Cayenne. Жизнь удалась.

Горизонтальный рост — это рост мастерства: начинаешь стажером, заканчиваешь мастером мирового уровня, которого хотят видеть на конференциях, берут интервью и тоже предлагают достойные деньги.

Если говорить о профессионалах, то должность значения не имеет. Это метрика из другого мира — из мира вертикального роста. Мир построен не на принципах меритократии, поэтому должность никак не отражает мастерство.

Техническое мастерство. Естественно ожидать от профессионала сильных технических навыков, т. е. его способности решать задачи в своей сфере должны быть на высоте. Иначе это пустышка, дутый эксперт.

Принципы работы. В отличие от представителей древнейшей профессии, у профессионалов есть четкие принципы работы. Если предлагают работу в нарушение принципов — профессионал отказывается. Если человек никогда не работает по воскресеньям, это означает буквально, что он не работает ни за какие деньги. Когда-то такой профессионал на своем опыте понял, что нужно отдыхать, и теперь свято соблюдает этот принцип.

Клиентский сервис. Профессионал отличается от технического специалиста тем, что умеет работать с клиентами. У каждого мастера есть ограничения, мы не боги в конце концов. Важно в работе с клиентом четко обозначать не только свои принципы работы, но и ограничения. Управлять ожиданиями клиентов проще, чем управлять окружающим миром, полным сюрпризов. Работа иногда может и не получаться, но клиент всегда должен быть удовлетворен тем, что работал с нами.

Продуктивность. Вдохновение — это когда занимаешься хобби. Профессионал берется за работу и делает ее. Он хорошо себя знает, поэтому распределяет работу в течение дня так, чтобы выполнять в каждый момент времени ту работу, которая больше всего соответствует текущему состоянию. Если утром думается лучше, значит сложные задачи планируем на утро.

Продвижение. Профессионалы себя продвигают, продают. Скромность, конечно, это хорошо. Но дело в том, что нужно общаться с другими людьми, нужно получать критику, чтобы расширять кругозор и свое понимание потребности людей. Нужно выходить в свет и продвигать себя. Только так мы получим отклик реальности, и вовремя скорректируем профессиональные подходы. Иначе потеряем ориентиры и будем жить в выдуманном мире.

Недостаточно просто круто разбираться в профессиональной сфере. Нужно еще уметь работать с клиентами, придерживаться принципов, управлять личной продуктивностью и продвигать себя на рынке. Это и есть путь профессионала.