Два подхода к обучению

На тренингах слушатели часто говорят, что учиться нужно на практике. Как-то сейчас теория не в чести. На фоне популярности agile-подходов, в которых обучение происходит в серии экспериментов, говорить что-то в пользу теории как-то неприлично даже. Но я все же попробую.

В пользу практики

На ум приходят две ситуации, когда учиться лучше на практике.

Чтобы узнать. На этом построены agile-подходы — решать задачи, для которых решения не придуманы, не открыты, не описаны. Это не обязательно прорывные инновации. Нет, это вполне себе обычные задачи, такие как создание коммерческого программного обеспечения или придумывание новой упаковки для кефира. Казалось бы, где здесь новизна? Новизна и неопределенность в том, что мы заранее не знаем, что именно нужно сделать в нашем продукте, чтобы он обошел всех конкурентов и стал коммерчески успешным. Да, есть прошлый опыт. Да, есть правила. Но все это работало в прошлом, и не факт, что сработает сейчас. Рыночная среда сложная и непредсказуемая. Вот в таких случаях нужны эксперименты, нужна практика.

Чтобы делать. Если мы хотим уметь что-то делать, нужно это действие тренировать. Хотите уметь вести переговоры, нужно много тренироваться в переговорах. Хотите кататься на коньках, нужно брать коньки и идти на лед. Другого пути нет.

В пользу теории

Посмотрим, когда пригодится теория.

Чтобы не изобретать велосипед. Одно дело, когда для задачи не известно решение и его надо искать путем экспериментов. Другое дело, когда перед нами типовая задача. Например, нужно построить серийную многоэтажку или организовать научную конференцию. Эти задачи человечество решало миллион раз. Не нужно изобретать велосипед. Мы ищем экспертов, учебники и обучаемся через изучение накопленного опыта. Любой чужой опыт для нас — это теория.

Чтобы не наломать дров. Я не рекомендую изучать явление радиации, взрывчатые вещества, венерические заболевания путем практики. Я бы начал с изучения накопленного другими людьми опыта — т. е. начал бы с теории.

Чтобы видеть за деревьями лес. Теория полезна, чтобы в разных областях, в разных ситуациях видеть общие закономерности. Даже если мы на практике научились решать одну задачу, этот опыт не так просто перенести в другую сферу. Нассим Талеб в своих книгах использует для описания этого явления термин «ареал-специфичность». Опыт нужно уметь осмыслить, систематизировать и переводить в знание, т. е. в теорию, которую потом мы сможем применить на практике в других ситуациях.

Все не так просто

К сожалению, не так просто ответить на вопрос, на что лучше полагаться в каждом конкретном случае.

Если верим, что учиться нужно только на практике, то тратим время зря на изобретение велосипеда, хотя решение описано в книжке, лежащей на столе. А время часто ограничено и это невосполнимый ресурс.

Если любим подходить к решению основательно, то сначала изучаем вопрос по учебникам, изучим опыт, который работал в прошлом. При этом настоящее могло стать другим, и тогда прошлый опыт применять нельзя.

Вот тут как раз практика поможет — делать правильный выбор мы научимся только набив собственных шишек, т. е. регулярно практикуя это выбор.