Вторая моя прочитанная книга о писательстве. Первая была «Пиши, сокращай», хотя она больше про редактуру. Книга Джулии именно для писателей. От автора 37 книг я ожидал чего-то сногсшибательного. И надо сказать, что получил. Причем не столько сам стиль изложения — не на мой вкус — а поразило количество интересных идей. Обычно в книгах 2-3 интересные идеи, здесь намного больше. Повторять книгу нет смысла, укажу самые полезные для меня открытия.
Писательство — это способ прожить жизнь. Люди пишут ради заработка, или ради продвижения идей, или ради самовыражения. Джулия Кэмерон в писательстве живет. Это ее способ осмыслять жизнь, способ размышлять, способ познавать себя. Для меня эта мысль особенно интересна, ведь я интроверт. Я тоже живу в размышлениях.
У каждого есть право на личную вселенную
Жизнь должна быть насыщенной. Мне казалось, что писатели ведут затворнический образ жизнь. Оказывается, если так сделать, то идеи очень быстро закончатся. Фокус в том, что жить нужно продолжать, причем чем более активную, тем лучше будет получаться писать. Писатель накапливает впечатления, а потом переплавляет их в произведения. Ему просто необходимо жить полной жизнью, путешествовать, общаться с разными людьми, читать самую разную литературу.
Время есть всегда. Я воспринимал писательство как отдельный вид работы, которым нужно специально заниматься, выделять на него много времени. У Джулии совсем другой взгляд. Она пишет в любые клочки времени, т. е. буквально заполняет щелочки времени писательством. У нее под рукой блокнот, и при случае она может просто черкануть пару строк, пока варит суп. У меня разрыв шаблона.
Писатель — это проводник идей. Эту мысль я уже где-то встречал, кажется у Олеси Власовой. Суть в том, что лучшие произведения получаются не тогда, когда мы пишем «из головы», а тогда, когда мы просто водим рукой по бумаге или стучим по клавишам и даем возможность идеям выплескиваться самим. Писатель в этом случае выступает в роли проводника идей. Чьи это идеи — неизвестно. Наша задача просто их записать. Пахнет, конечно, мистикой, но если это работает, то какая разница.
Разделять писательство и редактуру. Мысль не нова, но у Джулии между писательством и редактурой стоит бетонная стена. Эти два занятия нельзя смешивать вообще никак. Лучше, если основную редактуру делает вообще другой человек. Писатель должен быть свободным, писать без зажимов, пропускать идеи через себя. Редактор озабочен формой, правилами, у него другие задачи. Если сложно сочетать в себе эти два режима, лучше заниматься тогда чем-то одним. Тот же Максим Ильяхов сам признает, что писатель он не очень. А как редактор весьма хорош.
Упомянутые авторы
Олеся Власова
Максим Ильяхов