Хиллари Реттиг. Писать профессионально. Конспект

Хотя книга написана писателем для писателей, идеи подойдут менеджерам, консультантам и всем, кому мешает перфекционизм и прокрастинация.

Книга не столько про писательство, сколько про то, как устранить барьеры к комфортной и приятной работе. У каждого успешного автора найдется свой уникальный рецепт успеха. Однако любой рецепт успеха — это лишь гипотеза автора о том, что ему помогло. Автор может ошибаться. А вот факторы, которые мешают работать, выявить легче. Поэтому мне интереснее опыт неудач, который дает более надежную информацию.

Что мешает писать

Помехи. Есть внешние барьеры, которые мешают заниматься делом. Нужно заботиться о семье, обеспечивать быт, общаться с родственниками, отвечать на телефонные звонки. С помехами разобраться не сложно. Поможет обычный тайм-менеджмент. Потребуется также немного мужества, чтобы научиться говорить близким людям «нет».

Сопротивление — внутренний барьер, вызванный перфекционизмом или страхами разного рода: критики, провала, большого успеха. С самим собой разобраться сложнее, поэтому стоит рассказать о советах автора подробнее.

Перфекционизм — главная причина всех бед творческих людей: писателей, дизайнеров, художников, всех, кто создает какие-то произведения. В книге раскрываются причины перфекционизма, но с точки зрения полезности важнее знать, что делать. По сути все методы, которые рекомендует автор книги, так или иначе направлены на снижение перфекционизма. Поскольку это довольно серьезная проблема — психическое расстройство — каким-то одним способом разобраться с перфекционизмом не получится. Придется пробовать разные подходы, двигаться методом проб и ошибок.

Нехватка ресурсов. Автор приводит примеры не только материальных ресурсов, которыми нужно себя обеспечить для работы, но и психологических ресурсов, как поддержка семьи или группы единомышленников. К счастью, с нехваткой ресурсов понятно, как бороться. Нужно щедро вкладывать усилия в то, чтобы было приятно работать: спать, кушать, проветривать комнату, удобное кресло, хорошее освещение, настройки яркости экрана, свободный рабочий стол — все это имеет значение для физического состояния.

Нерешительность берет начало из представления о том, что есть правильное решение. Это как в математике, когда решали в школе уравнение с одной неизвестной. Опыт говорит о том, что одну и ту же задачу часто можно решить множеством способов. Проблема в том, что пока не попробуешь, не узнаешь, какой способ сработает. Поэтому надо принимать решения быстро и пробовать разные варианты действий на практике. Если что-то пойдет не так, все можно исправить. Хорошую прививку от нерешительности делают гибкие подходы создания продуктов — модный сейчас Agile.

Как преодолеть барьеры

Автор предлагает несколько полезных методов:

  1. Дружелюбная объективность;
  2. Награды;
  3. Зрелое восприятие удач и провалов;
  4. Продуктивное поведение;
  5. Работа с таймером;
  6. Подходящий проект;
  7. Соблюдение баланса.

Дружелюбная объективность. Это образ мышления, противоположный тому, как мыслит перфекционист. Чтобы воспользоваться методом, нужно научиться наблюдать за своими мыслями. В Сети можно найти массу способов, как это делать: начиная от медитации и заканчивая ведением дневников. Смысл техники в том, чтобы отследить негативные мысли и поспорить с собой — привести контраргументы. Причем делать это без агрессии, а вежливо, дружелюбно. Подходящий образ для дружелюбной объективности — добрые бабушки и дедушки, или мудрый учитель.

Награды. Поощрять себя за каждое продвижение вперед. Это заставляет фокусироваться на том, что получен результат — здесь и сейчас, а не какой-то там идеальный результат в будущем. Награда от себя снижает зависимость от внешнего признания. Так формируется непрерывное ощущение гордости за свою работу, причем без какого-либо подкрепления со стороны других людей.

Зрелое восприятие неудач и успехов. Осознать, что успех и провал — временные состояния на пути. Мы выбираем свой путь и идем по нему. Успех и неудачи как меняющийся в дороге пейзаж, мимолетный, преходящий. Поэтому не нужно придавать большое значение этим состояниям.

Продуктивное поведение. Начинать вовремя, делать только запланированное дело, не отвлекаться. Наладить ритм работы.

Работа с таймером. Нужно выделить фиксированное время и писать на тему проекта или близко к теме проекта все отведенное время без отвлечений на размышления, редактуру и т. п. Главное — писать! Последовательность и качество текста значения не имеют. Смысл тоже не имеет значения. Важно выгружать мысли из головы в непрерывном режиме. Ничто не должно останавливать процесс. После истечения времени — награда, это обязательное условие для закрепления позитивного отношения к процессу. Важно в этом методе не наращивать продолжительность письма резко. Можно начать даже с 30 секунд и держать этот интервал целую неделю. Если получается неделю писать без перерыва в течение отведенного времени, тогда можно потихоньку наращивать время.

Подходящий проект. Начинать с маленьких простых проектов. Не надо замахиваться на книгу или большую журнальную статью. Достаточно научиться регулярно создавать короткие посты в блогах. А может даже в твиттере — почему нет? Главное, отрабатывать навык создания и выпуска информационного продукта.

Соблюдение баланса. Не торопи события, двигайся этапами:

  1. Вначале развиваю только навык непрерывного письма — фрирайтинга. Если я пишу свободно без страха и барьеров каждый выбранный период, можно переходить к следующему этапу.
  2. Работа по таймеру продолжается плюс делаю попытки направить мысль в выбранное русло, стараясь раскрывать тему. Но над вопросами не думать — фрирайтинг продолжается. Если не планирую создавать информационный продукт для внешнего потребителя, на этом этапе можно остановиться. На этом этапе нарабатывается навык письменного размышления на выбранную тему.
  3. Подключаю внешние цели, начинаю думать о потребителе продукта. После завершения работы при вычитке смотреть на работу глазами целевой аудитории. Если не планируется серийное писательство или не планирую зарабатывать деньги своими информационными продуктами, можно остановиться на этом этапе. Если возникла проблема в виде прокрастинации, возвращайся на предыдущий этап, нужно тренироваться еще.
  4. Подключаю бизнес-мышление: маркетинг, карьеру, репутацию, прибыль. Если возникают проблемы, нужно вернуться на шаг назад.

Как работать эффективнее

Советы в этой категории универсальны — подойдут не только писателям.

Снабжать себя ресурсами. Автор приводит внушительный список ресурсов, которые нужны для серьезной писательской деятельности. Все ресурсы поделены на 3 категории: материальные, психологические и связанные с группой поддержки. Это своего рода чек-лист, который удобно использовать для проверки, насколько сам ты хорошо организовал свою писательскую деятельность. Главная мысль в этой теме — щедро снабжать себя ресурсами, тем более, что такого рода помехи легко устранить.

Управлять временем. Ничего необычного в советах автора по теме тайм-менеджмента, но один момент вызвал уважение. В книгах традиционно рассказывают, как избавляться от поглотителей времени, как не делать или делать силами других людей второстепенные задачи. Но мало кто из авторов решается сделать следующий шаг и замахнуться на то, чтобы сокращать время на действительно насущные задачи. А это важный момент, потому что не так уж сложно перестать смотреть телевизор или не залипать в социальных сетях. Другое дело, когда избавился от всех поглотителей времени приходишь к грустному пониманию того, что времени на самое важное все равно не хватает. И резервы эффективности уже все исчерпаны. Что делать в этом случае? Ответ — перераспределять время между действительно важными делами. А именно, если для вас писательство — самое важное занятие, тогда с необходимостью вам придется урезать время на семью, друзей, здоровье. Речь не идет о полном отказе от других важных вещей — автор об этом предупреждает — так делать не надо. Но осознанно перераспределить в пользу самого важного дела время придется. И вот этот вопрос, как отказаться от одного важного дела в пользу другого важного дела, мало кто обсуждает.

Самое трудное в тайм-менеджменте — ответственность и необходимость решать, чему посвятить время.

Разделять задачи. Если решил писать — пиши, размышлять над сюжетом не нужно — это другой вид деятельности, которым нужно заниматься в другое время. Пусть само писательство стимулирует мышление. Не нужно искать информацию — это тоже другая работа. Редактура — аналогично. Каждому занятию отдельный отрезок времени.

Как писать лучше

Автор приводит несколько интересных техник по развитию писательского навыка. Было бы странно в книге для писателей прочитать только про перфекционизм и ничего не узнать про то, как писать лучше.

Писать без остановки. Мощная техника «фрирайтинга», о которой я услышал от других людей, но книга «Писать профессионально» стала последней каплей для того, чтобы я начал сам ее использовать. Идея в том, чтобы писать, как пишется — без редактирования, без размышлений над трудными местами, без остановки в течение выделенного отрезка времени. Письмо должно идти плавно, без перерывов. Если вы забыли термин, имя или что-то еще, что требует отвлечения от письма — оставьте пропуск и пишите дальше. Доделаете потом на следующих итерациях.

После полученный материал пересматривается и в таком же легком режиме пишется следующий черновик, а потом еще один и еще. При использовании этой техники рождается огромное число черновиков. Но каждый следующий лучше предыдущего. И в какой-то момент вы начинаете понимать, что полученный материал уже весьма неплох. Важно понимать, что хорошая работа именно так и создается — путем большого количества итераций и переделок. Для понимания — речь идет о десятках черновиков.

Писать не по порядку. Очень крутая техника — видеть проект целиком как единую картину. Писать те места, которые сейчас даются легче. А трудные места оставить на потом — еще придут идеи, как с ними разобраться. Подход позволяет двигаться без остановки, что очень важно, чтобы не появлялась прокрастинация. Автор не говорит, каким инструментом этого можно добиться. Я бы сделал единую картину проекта с помощью интеллект-карты (mind map) или сделал бы для проекта ветку в workflowy, но это дело вкуса. Важно, чтобы с названием части проекта вы могли оставлять комментарий, где бы описали статус, какие есть затруднения с этой частью, а готовые части проекта отметили бы, чтобы к ним не возвращаться.

Писать от конца к началу. Интересный ход, который уже встречал раньше в работах по эффективности — решать задачу с конца. Автор отметил, что каждый сеанс писательства начинается с возврата к началу произведения. А это означает, что начало всегда лучше проработано, чем середина или финал. Но самая суть, как правило, находится как раз в конце. Поэтому логично посвящать больше времени финалу — больше прорабатывать самую суть работы.

Читать вслух. Техника, про которую не так давно прочитал у другого автора — Максима Ильяхова. Идея в том, что при чтении вслух лучше удается отловить ошибки в логике, сложные обороты, опечатки. Глазу свойственно «замыливаться», поэтому проверка на слух может здорово помочь в улучшении текста.
Удалять неподатливые части проекта. Классный совет. Конечно, есть и другой способ, тоже не лишенный изящества. Нужно трудные моменты расписывать как можно детальнее. Тогда может оказаться, что трудность возникает из-за попытки вместить слишком много смысла в маленькое пространство. А значит нужно либо расширять формат произведения, либо (смотри совет 1) удалять трудный момент.

Фокусироваться на малой цели. Когда пишешь, не нужно думать о том, что создаешь серьезный информационный продукт. Фокусируйся на абзаце или даже предложении. Важно выразить хорошо одну мысль, а не выстроить всю цепочку мыслей.