Чем консультант отличается от менеджера

Я был и проектным менеджером и консультантом. Более того, регулярно меняю эти две роли. Иногда клиенты ожидают, что консультант — это как проектный менеджер, только круче. Мой опыт говорит о другом различии.

Менеджер проектов может всю жизнь внедрять 1С:Бухгалтерию. К 50 годам он станет суперпрофессионалом. Ему подвластно почти все в своей области. Он маг и волшебник — творит чудеса. Но если дать ему внедрить SAP, он с треском провалит проект. А возможность управления строительством химического завода в его вселенной просто отсутствует. Это не делает его плохим проектным менеджером. Он хорош именно в своем деле.

Консультант может быть посредственным менеджером проектов, если подразумевать под этим ежедевное администрирование, разруливание конфликтов, подготовку отчетности для высшего руководства, контроль и мотивацию команды. Консультант это делал раньше, но нашел себя более полезным в другом.

Консультант постоянно общается с разными клиентами. Так он узнает, как они ведут проекты, какие методы у них работают хорошо, а какие работают плохо. У консультанта развивается широкий кругозор или, как говорит Артемий Лебедев, увеличивается разрешающая способность. Консультант буквально научается видеть ситуацию насквозь и в этом его ценность. Он может увидеть проблему там, где ее не видят другие. А опыт подскажет, какое решение проблемы подойдет лучше.

А вот чтобы внедрить это решение — лучше подойдет проектный менеджер. Если проблема решается внедрением ИТ-системы, то полезен один менеджер. Если нужна реорганизация, лучше справится другой. Так что нужны оба — и консультант и менеджер, но для разных задач.