Кто такой этот «Я»

В психологической литературе часто ставится вопрос, а кто Я такой. Признаюсь, этот вопрос и меня интересует. Постепенно выработался ответ, который кажется странным. Но пока это лучшее, что я нашел.

Зачем вообще отвечать на этот вопрос? Ладно бы из праздного любопытства, тогда можно было бы не сильно париться. Но вопрос реально беспокоит и меня самого, и многих других людей, так что хочешь-не хочешь, а пришлось покапать в этом направлении. Вот, что я накопал. 

Религиозные трактовки я отбросил сразу. Сама идея предначертанных ценностей и правил поведения меня коробит. Мне нравится думать, что у нас есть свобода выбора.

Я обратился по большей части к психологической литературе, хотя попытки ответить на этот вопрос встречались и в других источниках.

Как оказалось, можно докопаться до ответа через отрицания. С помощью несложных мыслительных экспериментов можно быстро отбросить такие варианты ответа как:
я — это тело
я — это мозг
я — это эмоции
я — это мысли
я — это роли сына, брата, отца, мужа, работника, клиента, водителя
я — это все вышеперечисленное

Что же остается? Остается наблюдатель, который умеет только одно — осознавать текущий момент. Он не оценивает, не думает, не парится, а только фиксирует — осознает — все, что ощутил посредством сенсоров тела, мыслей, эмоций. Эту «штуку» даже нельзя объектом, потому что у нее нет ни формы, ни содержания. «Я» больше похоже на процесс.

Найти свое «я» можно не только посредством логики. Мыслительные эксперименты могут зародить сомнения, пошатнуть картину мира, но не убедить до конца. В дополнении к ним есть разные упражнения, к примеру, медитация. В медитации как раз удается наблюдать за происходящим с позиции такого вот истинного «я». Если медитация чем-то смущает, можно использовать простые упражнения из книги «Ловушка счастья».

Хорошо, скажете вы. А что нам это дает? Вопрос разумный, стоит на него ответить. С моей точки зрения, если ты осознаешь себя как процесс, а все остальное — как твои инструменты, то начинаешь меньше тревожиться от своем теле, о своих мыслях, о своих эмоциях. Это не означает, что надо на себя «забить». Скорее наоборот, осознавание себя может подтолкнуть к большей заботе о себе, но с меньшим беспокойством, если что-то получаться не будет.

Вот запланировали вы поход в спортзал, но не пошли. В обычном состоянии к вам придет чувство вины. От которого захочется избавиться, например, скушав тортик. А тортик еще сильнее отдаляет вас от того, ради чего хотелось пойти в спортзал.

В позиции «я как процесс наблюдения» вы отмечаете факт срыва планов, наблюдаете приход чувства вины и… спокойно наблюдаете дальше. Без подпитки угрызениями совести вина уходит или не сильно напрягает. От тортика удается воздержаться, даже если такая мысль приходит. В итоге идете в спортзал на следующей день.

Это все может быть неправдой. Наша психика может быть устроена совсем иначе. Но это не имеет значения. Важно лишь то, приносит ли такая модель нашего устройства практическую пользу. Мне кажется, что польза огромная.

У нас появляется свобода выбора — думать мысли или отпустить их, испытывать эмоции или наблюдать за  ними. Мы можем слиться с мыслями и эмоциями, когда этого хотим, или можем наблюдать за ними со стороны, если в слиянии нет пользы. Ради свободы выбора стоит попробовать. А если понравится и не возникнет отторжения, стоит довести это умение до автоматического навыка. Если потренироваться, переход в позицию я-наблюдателя будет даваться легко. Тем более, что для тренировки не нужно дополнительное время.

Еще по теме

Статья Тима Урбана
Фильм Мирный воин
Фильм Куда приводят мечты
Игры разума. Что с ними делать
Книга Экзистенциальная психотерапия
Книга Ловушка счастья