Хорошо известная в кругу менеджеров книга. Оказалось, что читать ее трудно — сложные теоретические построения, путанная логика из-за формата. Это все-таки не деловая литература, а сборник лекций автора. Причем, насколько я понял из контекста, между лекциями автор еще обсуждал что-то со слушателями, поэтому начало каждой лекции не всегда было прямым продолжением сказанного на прошлой лекции. Мне резонировало несколько идей.
Как работает менеджер. Роль менеджера выполняет три функции. Как организатор, он придумывает систему работы. Как руководитель, он определяет цели и задачи системы — по сути задает смысл существования системы. А как управленец, он обеспечивает функционирование системы вплоть до достижения цели.
Особенность функции организатора. Поскольку Г.П. Щедровицкий сам методолог, то функция организатора проработана в книге лучше всего. Организатор осмысляет практику и опыт людей, отображает все это в виде схем — моделирует структуры и процессы. Затем решает организационную задачу на уровне этих моделей. И третьим шагом внедряет придуманные схемы работы в практику.
В проектном управлении работу этой функции хорошо видно. Есть люди, которые собирают опыт других проектных менеджеров и описывают его в формализованных руководствах: PMBoK, Prince2, ISO 21500. Затем эти руководства внедряются на уровне организации силами консультантов, методологов или проектного офиса. В совокупности это и есть работа организаторcкой функции.
Проектный менеджер должен уметь выполнять эту функцию. Даже если в организации есть проектная методология, она никогда не описывает все шаги менеджера. Полная организация работ в проекте складывается из усилий проектного менеджера с командой управления с опорой на проектную методологию и с помощью сотрудников проектного офиса.
В целом, книгу я могу рекомендовать. Она сложная, не столько практичная, сколько расширяет эрудицию. Она дает понимание, что такое методология и чем занимаются методологи — они как раз выступают интеллектуальным ресурсом для выполнения функции организатора. Они могут либо сами построить систему управления, либо помочь проектному менеджеру сделать эту работу.