Мастерство развивают постепенно, шаг за шагом. Становление мастерства описывают различными моделями, одна из них — модель СюХаРи. Она проста, содержит три стадии: новичка (Сю), профессионала (Ха) и мастера (Ри).
Новичок (Сю)
Как развиваться. Когда мы только начинаем изучать какую-то тему, мы — новички. Новичок ничего не знает, ничего не умеет. Для обучения на этом этапе нужен наставник, учитель или тренер, который расскажет и покажет, как делать правильно. Обучения без обратной связи не бывает — как иначе понять, правильно ли мы что-то делаем или нет.
Новичку нужно забыть про свое эго и послушно выполнять все то, что говорит учитель. Если критикуют, спокойно слушаем и корректируем свои действия. Если хвалят, не задираем нос и продолжаем учиться.
Новичок должен накопить опыт правильного выполнения того, чему он учиться. Ему нужна база, фундамент. Такого опыта нужно много, чтобы при совершении ошибки сразу ловить этот момент и исправляться.
Примеры. Когда мы обучаемся вождению автомобиля, от нас требуют неукоснительного соблюдения правил дорожного движения и строгого следования указаниям автоинструктора. В автошколе срок обучения небольшой — несколько месяцев. Кто учился, тот знает, что этого мало для комфортного вождения. Реально начинаешь худо-бедно ездить только через год.
В боевых искусствах, из которых пришла модель «СюХаРи», срок прохождения этапа «Сю» может доходить до 5-7 лет. Только при таком объеме тренировок ученик накапливают мощную базу правильного опыта, с которой уже можно переходить к следующему этапу.
В деловой сфере период становления новичка будет намного короче, вплоть до нескольких недель в зависимости от предмета обучения. Если вы оператор колл-центра, будет достаточно пары недель для того, чтобы научиться делать свою работу.
Востребованность. Быть новичком не плохо — есть организации, которые предпочитают брать на работу именно новичков и воспитывать из них профессионалов уже внутри компании. Молодым не нужно много платить, их не нужно переучивать. Они легко адаптируются под местную корпоративную культуру.
Опасности. Опасность этапа «Сю» в том, что на нем можно застрять. Если новичок выучил правильные способы выполнения работы, он еще не стал профессионалом. Он лишь хороший исполнитель. Если долго оставаться хорошим исполнителем, постепенно забываешь о других уровнях владения своим делом. А это путь к деградации, зашоренности мышления и потери интереса к делу.
Профессионал (Ха)
Как развиваться. Мы хорошо выучили, как правильно делать какое-то дело. У нас хорошо получается, ошибок мало, качество результатов отличное. Повышается самооценка, зарплата и уважение коллег.
Рано или поздно у пытливых умов возникает вопрос, а что если нарушить какое-то правило — всегда ли получится плохой результат? Профессионалы пробуют и выясняют, что в ряде случаев правила нарушать можно и даже нужно. Бывает, что нарушение правил приносит пользу. Такое «раскачивание лодки» помогает лучше понять суть дела. Шаг за шагом профессионал вырабатывает внутреннее чутье к тому, когда и какие правила применять, а когда их можно нарушать.
Примеры. Профессиональный водитель иногда нарушает правила дорожного движения, если это позволяет избежать столкновения с другим автомобилем или предотвращает наезд на пешехода.
В боевых искусствах нарушение правил делает бойца непредсказуемым, а значит его труднее победить.
В деловой среде нарушение правил помогает найти новые, более эффективные способы ведения дел.
Востребованность. В бизнесе профессионалов любят. Это крутые ребята, которые справляются почти с любой задачей и редко ошибаются. Они дорого стоят, но затраты окупаются. Бывает, правда, что вас не берут на интересующую вакансию, говоря что-то типа: «Вы для нас слишком хороши». Быть крутым не всегда полезно для трудоустройства, особенно если вы стали на голову выше конкурентов.
Опасности. Профессионалы всем хороши за исключением случаев звездной болезни. Они так классно делают свою работу, что невольно начинают верить в свою непогрешимость. Если повезет, окружающий мир или авторитетный человек покажет, что еще есть куда расти. Если не повезет, профессионал остается на достигнутом уровне, отвергая альтернативные подходы и другие точки зрения. Так профессионал постепенно деградирует.
Для абсолютного большинства людей уровня профессионала вполне достаточно. Переход на следующий этап совершают уже не из-за больших заработков и не ради большего уважения. В мастера идут те из нас, у кого есть внутренний драйв к глубочайшему познанию своего дела. Дальнейшее развитие становится смыслом жизни.
Мастер (Ри)
Как развиваться. Мастера понимают, что мир меняется, становится сложнее, становится другим. Старые правила перестают работать, а новые еще не придумали. Можно ждать, пока кто-то придумает новые правила, а можно найти их самостоятельно. Мастера создают правила сами, продолжая тренироваться и экспериментировать в выбранном деле.
Примеры. Если вы уже профессиональный водитель, стоит попробовать расти в сторону вождения по бездорожью, научиться специальным трюкам в стиле агента 007 или тренироваться в гонках.
Мастера восточных единоборств смешивают разные стили, проводят спарринги с мастерами других видов боевых искусств: с боксерами, самбистами или борцами.
В бизнесе мастера достигают непревзойденного качества товаров или услуг, добиваются такой эффективности, которую конкуренты не смогут повторить, либо фокусируются на инновациях и прорывных изобретениях.
Востребованность. Мастера не очень нужны в деловом мире. С мастерами трудно ладить, ведь правил они не соблюдают. Ошибаются они тоже довольно часто — они не останавливаются в попытках узнать свое дело еще лучше. И денег хотят немало. Так зачем тогда они в организациях? Мастера нужны там, где организация сама стремиться стать великой, а таких мест работы немного.
Опасности. Мастеров своего дела может сопровождать одиночество, непонимание близких, ранний уход из жизни из-за полного пренебрежения своим здоровьем. Они делают что хотят и как хотят. Они давно наплевали на все правила — теперь они придумывают их сами. Мастера невыносимы, с ними трудно иметь дело.
Вот примеры мастеров своего дела из разных областей:
- Вольфганг Амадей Моцарт (музыка)
- Альберт Эйнштейн (физика)
- Стивен Хокинг (физика)
- Стив Джобс (инновации)
- Томас Эдисон (инновации)
- Брюс Ли (боевые искусства)
- Эрнест Хемингуэй (писательство)
Быть или не быть мастером, зависит от выбранного дела. Если мне иногда нужно приготовить обед, уровня новичка будет достаточно. На работе я хочу быть профессионалом, чтобы решать сложные задачи и зарабатывать достойные деньги. А в хобби я хочу развиваться до высшего уровня мастерства, потому что мне интересно.