Устойчивое конкурентное преимущество

Я занимаюсь проектным управлением (PMBoK, Prince2, P2M) и гибкой разработкой продуктов (Agile/Scrum, Lean/Kanban). Это популярные практики, специалисту легко найти работу, есть спрос на обучение по этим темам. Но я думаю, что все это не создает устойчивого конкурентного преимущества для организаций. Дело не в практиках.

Любые практики, процессы, методологии работы легко копируются. Даже секретный рецепт Кока-колы и тот многократно воспроизвели во множестве похожих напитках. Да, вкус отличается, но способны ли мы с закрытыми глазами из 5 вариантов напитка выбрать настоящую колу? Я не смогу, к примеру.

Любой дизайн, какой бы оригинальный он ни был, тоже легко копируется. Все смартфоны очень похожи друг на друга. Автомобили разных брендов имеют общие черты в дизайне. А китайские автомобили вообще едва различимы с европейскими оригиналами.

Можно ли в современном мире создать что-то устойчивое, что скопировать будет сложно? Один вариант — это защитить изобретение патентом. Я эту тему не знаю, поэтому размышлять про этот вариант не буду.

Другой вариант — создать то, что просто так не копируется. Вот представим, что я занимаюсь боксом. Сейчас бокс популярен, но допустим, что всем стало скучно смотреть на этот вид спорта. А фигурное катание в фаворе, все с ума по нему сходят. Могу ли я, боксер-тяжеловес, скопировать действия Евгения Плющенко или Ильи Авербуха? Нет, мне потребуется лет десять интенсивных тренировок, чтобы хоть немного приблизиться к их уровню. Мастера-фигуристы создали устойчивое конкурентное преимущество путем длительных тренировок.

То же самое на уровне организации. Любой процесс в организации относительно легко скопировать и изменить. Корпоративная культура в свою очередь меняется крайне сложно, на это требуется по разным оценкам 5-10 лет. Культура — это аналог профессионального мастерства. Она трудно создается и устойчива к копированию. Можно ли скопировать процессы в Apple — да, не бог весть какая сложность. Можно ли скопировать культуру новаторства Apple или Amazon? Почти невозможно. Лидеры этих компаний создавали культуру десятилетиями. Она стала частью ДНК работающих там людей, она ощущается в воздухе, в отношениях между людьми и в отношении людей к работе. Это нельзя просто взять, украсть и перенести к себе в компанию. Придется серьезно трудиться, боюсь, что те же самые десятилетия, чтобы воссоздать что-то похожее.

Если мы хотим догонять конкурентов — людей или организации, можно копировать их действия. Если мы хотим отличаться от конкурентов и стать лидерами в своем деле, нам нужно воспитывать профессиональное и организационное мастерство — определенную культуру отношения к клиентам, к коллегам и к работе.

Хочешь преимущество — воспитывай мастерство

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *