Волго-Донской судоходный канал

Волго-донской судоходный канал (ВДСК) соединил пять морей — Белое, Балтийское, Черное, Азовское и Каспийское — в единую водотранспортную систему.

Проект был реализован за рекордные для такого масштаба и сложности сооружения сроки — всего 3,5 года. Сам канал включает 13 шлюзов, плюс еще 2 шлюза (14-й и 15-й соответственно) для перехода из Цимлянского водохранилища в Дон, плюс система водоснабжения канала из Цимлянского водохранилища каскадом насосных станций — уровень сложности вызывает благоговейный трепет.

Как думаете, сколько попыток было его построить?

Такие задумки, как мне кажется, не реализуются по каскадной (водопадной) модели: собрал требования — спроектировал — построил — проверил — запустил в эксплуатацию. Слишком высок уровень неопределенности. Должны были быть неудачные попытки, в которых люди что-то новое познавали в отношении этого проекта. И такие попытки были.

Момент зарождения самой идеи соединения Волги и Дона отследить сложно. Археологи утверждают, что в еще в 7 веке до нашей эры скифы перетаскивали суда через Волго-Донской водораздел. Думаю, что им не очень нравилось тащить корабли волоком. Александр Македонский в свое время мечтал соединить Черное (в него впадает Дон) и Каспийское (в него впадает Волга) моря. В 1563 году турецкий султан Сулейман и потом его сын Селим II решили копать канал. Но задумка провалилась.

Первая серьезная попытка создания канала были предпринята при Петре I. В 1696 году русские войска освободили крепость Азов от турок. Тогда же Петр решил соорудить канал между Волгой и Доном. Был составлен план канала и даже начались работы землекопов. Но в 1701 году началась многолетняя война со Швецией, и Петр был вынужден остановить строительство.

До начала 20 века было разработано порядка 30 планов соединения Волги и Дона. Но дальше планов дело не шло. В 1920 году началась разработка плана ГОЭРЛО, в котором идею возродили вновь (в какой раз!), но уже в более широком контексте с учетом других строек. Начались проектно-изыскательские работы (ПИР), но они были прерваны Великой Отечественной Войной. До 1943 года проект был заморожен, но сразу после Сталинградской битвы работы возобновили и проект был утвержден в 1948г. Сразу после этого начались строительные работы.

И наконец, 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут реки Волга и Дон слились в районе 1 и 2 шлюзов. А 27 июля 1952 года канал был торжественно открыт и запущен в промышленную эксплуатацию.

Вот и получается, что построили «быстро» (особенно, если сравнивать с БАМом), но идея осмыслялась и приобретала очертания десятки, если не сотни лет!