Проектный и продуктовый подходы

Как-то на одном выступлении услышал фразу «Проектный подход устарел, теперь используется продуктовый подход». Меня этот пассаж удивил, т.к. автора этой фразы я знал лично – он точно понимал, в чем суть проектного подхода. Возможно, его положение обязывало ляпнуть такую глупость. Но чтобы эта глупость не ушла в народ, давайте разберем, что же такое проектный подход, а что такое продуктовый.

Проектный подход

Виды деятельности организации

В рамках проектного подхода мы смотрим на организацию через определенный фильтр, который превращает всю сложность происходящих в компании процессов в черно-белую фотографию. Надеюсь, никто не будет возражать, что у черно-белых фотографий есть свое очарование?

© Mark Pelder (Нидерланды) «Разделение»

Применяя такой фильтр, мы выделяем два вида деятельности – операционную и проектную. А критерием разделения выступает уникальность происходящего.

Для чего нужно такое разделение? Чтобы разглядеть различия в целях и подобрать лучшие инструменты достижения этих целей.

Операционная деятельность

К операционной работе мы относим все активности, которые повторяются и которые порождают типовые продукты, услуги, результаты. Например, начисление заработной планы в бухгалтерии или отгрузка товара со склада.

Что хотят клиенты организаций? Он хотят стабильного качества продуктов и услуг. Меня лично очень расстраивает, когда портится качество любимого продукта или когда раз в полугодие меняется интерфейс банковского приложения (Привет, Тинькофф! Привет, Сбер!). Я, как клиент, хочу предсказуемого качества, стоимости, времени выполнения для любимых продуктов и услуг.

Следовательно, задача менеджеров эту самую предсказуемость и воспроизводство обеспечить – наладить конвейер регулярной деятельности.

Как это сделать? Для этого есть методы и инструменты операционного менеджмента. Например, формализация процедур, автоматизация процессов, контрольные механизмы, обучение персонала правильным действиям.

Может ли бизнес существовать в виде только операционной работы? Нет, т.к. окружающий мир меняется и для выживания нужно либо законсервировать окружающий мир, либо меняться самому.

Проектная деятельность

К проектной деятельности мы относим изменение всего того, что ребята из операционной деятельности с такой тщательностью стабилизируют. Другими словами, мы делаем прямо противоположное – изменяем продукты, сервисы, структуры и процессы в компании.

Чем эта задача отличается от операционной работы по сути? Ключевое отличие в том, что при создании нового или изменении чего-то существующего сталкиваешься с незнанием, с неопределенностью.

Например, задумали как-то ребята в свое время создать смартфон с гибким экраном. А как это сделать, если такого еще никогда не было? Не ясно… Задумали мы вывести новый продукт на высококонкурентный рынок, но как сделать, чтобы его заметили и покупали? Не ясно…

Значит, для создания нового нам нужно не полагаться на регламенты и инструкции, а собраться группой головастых ребят и придумать, как это сделать. Ну и еще, желательно, рассказать окружающим, когда мы выдадим результат и во сколько все это обойдется.

Каждая такая задачка по созданию нового – это отдельный проект. И проектов одновременно может выполняться в компании множество. Когда я работал в Сбере (2014-2015), тогда в работе у банка было 700-800 проектов.

Связь операционной и проектной деятельности

Ясно, что оба вида деятельности тесно переплетены – мы же рассматриваем черно-белую фотографию единой компании.

Операционная работа порождает инициативы на что-то новенькое. Эти инициативы проектная деятельность превращает в новые продукты и услуги. Но для их создания нужны ресурсы, юридическая, технологическая и прочая поддержка по стороны операционной деятельности. И потом созданные продукты и услуги передаются в операционную деятельность для регулярной продажи или воспроизводства.

Одно без другого жить не сможет.

Продуктовый подход

Все вышесказанное кажется вполне логичным, когда мы говорим о физических объектах или услугах:

  • Построили жилой дом (проект) и отдали его к эксплуатацию управляющей компании (операционная работа)
  • Создали новую марку кефира (проект) и дальше занимаемся его регулярным производством и продажей (операционная работа)
  • Создали услугу дизайнерской стрижки бороды (проект) и дальше ее регулярно оказываем (операционная работа)

А что, если мы говорим о цифровых продуктах и сервисах? Давайте представим, что мы создали какой-нибудь сервис – скажем, разучились мы общаться с людьми и теперь нам хочется общаться с виртуальным помощником (Прости, Алиса!).

Создание такого виртуального помощника вполне себе укладывается в понятие проекта. Мы создаем первую версию и выпускаем ее в жизнь, в операционную работу. Но тут оказывается, что мы допустили ряд ошибок (обычно, великое множество). А еще оказывается, что сразу же возникли идеи по улучшениям. Это означает, что нам тут же нужно организовать новый проект? А если там работы всего на 2 дня? И вот в таких ситуациях мы приходим к понимаю, что наше деление на операционную и проектную работу оказывается попросту неудобным. А значит, нужно искать другой подход.

И он был найден – это продуктовый подход. Разумеется, это только фильтр, тоже модельное представление. Только теперь мы расчерчиваем деятельность организации на продукты, которые, правда, все равно нужно обслуживать какому-нибудь общему бэк-офису, т.е. операционным службам. Получается своего рода компания-осминожка.

Каждый продукт – это выделенное направление, в рамках которого происходит и эксплуатация, и развитие продукта. Мы, как пользователи таких продуктов, видим регулярные обновления. К примеру, я только за последнюю неделю Литрес обновил 2 раза, и в очередной раз пожалел – опять «улучшили» интерфейс.

Соответственно, продуктовый подход обеспечивает непрерывное развитие продукта, позволяет быстро реагировать на запросы клиентов, удерживает тесный контакт между разработчиками и клиентами за счет регулярных взаимодействий.

Тут я должен сделать оговорку. В понятие «продуктовый подход» иногда вкладывают другой смысл. Например, могут подразумевать клиентоцентричный подход – т.е. разработку продукта с пристальным вниманием к нуждам клиентов. И для этого сейчас есть множество методов и инструментов – дизайн-мышление, кастдев, JTBD и т.п. Однако клиентоцентричная разработка может вестись и в проектной и продуктовой парадигме, поэтому это другая тема, другой спор – нужен ли везде клиентоцентричный подход или не нужен. Об этом в другой раз.

Вместо заключения: цель определяет подход

Мы разобрали несколько управленческих целей и соответствующий им подходов.

Стабильность и предсказуемость. Для этого используем операционный или регулярный менеджмент с его инструментарием: постановкой бизнес-процессов, стандартизацией, автоматизацией.

Разовые или скачкообразные изменения. Если продукт или сервис нужно менять время от времени, обеспечивать его ступенчатое развитие, для этого используем проектный подход. Каждый проект порождает новую версию продукта или услуги.

Непрерывные изменения. Если продукт и сервис нужно менять путем его органического роста на основе постоянной обратной связи, то нужен продуктовый подход к организации таких изменений.

P.S. Проектным менеджерам, беспокоящимся о потере работы, посвящается…