Менеджеры перемен – project, product, change, delivery

Люди затевают перемены для достижения привлекательной цели. Чтобы добиться цели, нужно организовать движение к ней. Этим занимаются менеджеры. Но с менеджерами перемен часто возникает путаница, т.к. их появилось много – project, product, change, delivery. Чем занимается каждый из них? У каждого своя задача, которую менеджер должен решить.

Цель и задачи изменений

Представим, что мы захотели вывести на рынок новый продукт. Это наша цель, достижение которой усилит рыночную позицию, увеличит выручку, повысит узнаваемость бренда.

Какие задачи нужно решить для достижения цели?

Во-первых, нужно выявить будущих пользователей продукта и понять их потребности.

Во-вторых, продукт надо физически создать – например, написать программный код.

В-третьих, нужно обеспечить продвижение, продажу и постоянную поддержку продукта.

Product-менеджер

Для решения первой задачи нужна группа ребят, кто будет изучать целевую аудиторию и ее потребности, конкурирующие продукты и альтернативные способы решения задач аудитории.

Product-менеджер – роль, которая берет на себя ответственность за то, что созданный продукт попадет в потребность целевой аудитории.

Если приземлить новомодный термин на хорошо известные понятия, то это разновидность «маркетолога».

Delivery-менеджер

Для решения второй задачи – физического создания продукта – нужна команда, которая делает работу руками. Ребята должны превратить требования в реальный продукт, используя цифровые или физические технологии.

Delivery-менеджер – роль, которая берет на себя ответственность за то, что продукт будет произведен в соответствие с требованиями и должным уровнем качества.

Если приземлить новомодный термин на хорошо известные понятия, то это разновидность «начальника производства».

Change-менеджер

Для решения третьей задачи – перестройки существующих процессов, подготовки людей – нужна команда, кто будет переписывать регламенты, обучать людей, бороться с неизбежным сопротивлением.

Change-менеджер – роль, которая берет на себя ответственность за то, что организация примет изменения, и новый продукт и сопутствующие процессы станут для людей привычными.

Для этой роли я не нашел в истории должностей подходящих аналогов. Зато из современных наиболее близких ролей можно назвать «agile-трансформатор» (наверное, повышают корпоративное напряжение), «бизнес-партнер».

Project-менеджер

Мы раздали все задачи другим ролям и получается, что project-менеджеру ничего не досталось? Не совсем. Разделение труда – прекрасная вещь, но у него есть своя цена – возникает угроза рассогласованности действий.

Project-менеджер – роль, которая берет на себя ответственность за интеграцию усилий очень разных людей, решающих различные задачи, необходимые для достижения цели. Он обеспечивает целостность и видит за деревьями лес.

Примеры рассогласованности:

  • Произвели не тот продукт, который нужен людям, а тот, который умеем производить
  • Вывели продукт на рынок позднее конкурентов, хотя начали его делать раньше всех
  • Продукт есть, но продавцы не мотивированы его продавать
  • Себестоимость продукта оказалось такой, чтобы рыночная цена оказывается неконкурентоспособной
  • Ресурсы на производство продукта есть, а на продуктовые исследования ресурсов нет
Аэропорт «Ciudad Real» (Испания): сумели построить, но забыли спросить – а он кому-то нужен?

Можно добиться согласованности без project-менеджера? Да, конечно. Нужно организовать тесное взаимодействие product, change, delivery менеджеров. Такой коллективный орган управления может называться управляющим советом или командой управления или как-то иначе.

В таком способе согласованности есть свои сильные стороны: учет всех интересов, творческий поиск сложных, противоречивых проблем. Обратная сторона медали – длительные дискуссии, сложности организации совместных встреч, риск превращения продуктивного делового конфликта в межличностный.

Project-менеджер может взять на себя функцию конечного арбитра или фасилитатора таких групповых дискуссий. Также он может взять на себя функцию интегратора всех планов – планов продуктовых изысканий, планов производства и планов внедрения. Его задача – видеть всю картину целиком, сохранять ее красоту, устраняя искажения.

Совмещение ролей

Наличие роли не означает, что под нее нужен отдельный сотрудник. Нормальная практика – совмещение ролей, когда одно физическое лицо выполняет функции нескольких ролей.

Примеры:

  • Project-менеджер может брать на себя задачи организации производства, т.е. выполнять функции delivery-менеджера
  • Change-менеджеры встречаются в крупных организациях. Во всех прочих его функции часто выполняет project-менеджер
  • Product-менеджер может отсутствовать при создании продуктов для внутреннего пользования. Его функцию возьмет на себя бизнес и/или системный аналитик.  

Какие роли сможет выполнять конкретный человек, зависит от его навыков, что получается лучше:

  • Фокусироваться глубоко на узкой теме или смотреть широко
  • Добиваться совершенства в одной области или искать гармоничного баланса разных противоречивых интересов
  • Работать с людьми или с характеристиками продукта, или с технологиями, или со всеми этими областями сразу и понемногу

Я рекомендую развивать навыки, а при крепких навыках роль для вас обязательно найдется.