История системного мышления началась примерно в III в. до н.э. Ранее под системами понимали объекты сами по себе, т.е. роль наблюдателя не учитывалась. С 1960-х годов начало меняться представление о системах. Теперь системы «существуют в глазах строящего» (цитата А. Левенчука).
Вот пример. Рассмотрим обычную библиотеку (да, такие еще сохранились). Книги на полках упорядочены, но они не образуют систему сами по себе. Есть традиционная путаница между понятиями упорядоченности, систематичности и системами. Это не одно и тоже. Система – это нечто такое, что в результате взаимодействия своих частей поддерживает существование и функционирует как единое целое.
Системы нет, поскольку элементы – книги, не взаимодействуют между собой. Гравитационным взаимодействием пренебрегаем, оно несущественно в данном случае.
Как только мы вводим в рассмотрение людей – библиотекаря, читателей, то сразу получаем систему. У этой системы есть цель – обеспечивать людей знаниями. Есть элементы – люди и книги. И есть взаимодействие – библиотекарь наводить порядок, а посетители создают беспорядок 😊.
Вот этот взгляд – это системное мышление 2.0