Авторитет или доверие

По работе мне часто приходится общаться с менеджерами. Особенность людей этой профессии в том, что они страшно бояться потерять лицо. Руководители предполагают, что если бы безупречен, то так проще управлять людьми.

Отчасти это верно. Если ты весь такой в строгом костюме, уверенный в себе, напористый, то вызываешь трепет и почитание. Сотрудники выполняют просьбы и редко сомневаются в твоих решениях. На переговорах твоя уверенность продавит нужные условия. Все выглядит глянцево замечательным.

Но в этом мне видится и слабость авторитетов. Надо быть на голову выше своих сотрудников и партнеров, чтобы полагаться только на собственные мысли и решения. В присутствии авторитета ощущаешь себя неполноценным. Поэтому хочется молчать: вдруг скажешь что-нибудь глупое.

В среде профессионалов высокого класса я встречал еще и другой тип поведения. Это когда ты не беспокоишься над имиджем, а просто пытаешься делать крутую работу. Причем иногда такие специалисты производят впечатление растяп, типа известного персонажа Коломбо. Они открыто говорят «Я не знаю», «Это моя ошибка», «Я не подумал», что от авторитета редко услышишь.

В этих двух моделях поведения имидж заставляет нас обманываться. За внешней крутизной авторитета скрывается плоский интеллект и слабая уверенность в себе. А простаки с имиджем Коломбо спокойно делают работу, от которой дух захватывает.

В чем здесь дело? Я думаю, что профессионалы создают доверие. Доверие рождается не безупречностью — у крутых ребят полно неудачных работ. Они признают в себе обычных людей — со слабостями и тараканами в голове. Коллеги по работе и руководители в их присутствии чувствуют себя раскованно, свободно предлагают оригинальные решения, высказывают идеи и не опасаются холодных насмешек. Они чувствуют в них равных себе по статусу — таких же людей.

Так профессиональные «простаки» получают гораздо больше ценных советов и идей от своего окружения. С ними легко сотрудничать и хочется помогать им делать классные продукты и услуги.