По тщательно замаскированной причине в нашей стране с 2022 года резко увеличилось число проектов по импортозамещению – макдональдсов, самолетов и даже эквадорские бананы не в чести (попытка заменить их сочинскими не удалась — пришлось зарубежные разрешить снова :).

Среди всей этой движухи мы активизировались в улучшении транспортной артерии – Северного морского пути (СМП), т.к. прежние торговые пути оказались для нас закрытыми.

Раз других путей осталось немного, то очень хочется сделать Северный морской путь пригодным к грузоперевозкам в режиме 24*7*365, желательно к 2030г. А это целая куча интересных проектов.

Новые ледоколы
Нам нужны новые атомные ледоколы — без них водная артерия быстро превращается в «зимник» особенно в восточном направлении (зимник — автомобильная, тракторная и иная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре).
Мы строим универсальные атомные ледоколы серии 22220, которые умеют пробивать лед толщиной в 3 метра (ледокол можно купить за 60 млрд. рублей, но оплатить картой «Мир» нельзя). А еще строим крутой ледокол проекта 10510 «Лидер», который ломает лед в 4,3 метра (эта фишка обойдется в 2 раза дороже, в 120 млрд. руб.).


Заводы СПГ
Что перевозить по Северному морскому пути? Все, что угодно. Но, конечно, в первую очередь углеводороды. К примеру, один газовоз ледового класса ARC7 «Штурман Альбанов» вмещает 172 тыс.куб.м. газа. Для понимания – этого объема хватит на обеспечение, скажем, Мадрида в течение 1 месяца.

В Арктике активно развивается производство сжиженного природного года (СПГ). Первый интересный проект, который уже реализован – Ямал СПГ. На этом проекте отработали технологию, наступили на часть «рисков» и подготовились к следующим амбициозным проектам.


Второй проект в стадии реализации – Арктик СПГ 2. Это не просто копия проекта Ямал СПГ, здесь использован инновационный подход с использованием оснований гравитационного типа (ОГТ — платформа для добычи нефти или газа, удерживаемая на дне за счёт собственного веса и связей нижней части платформы с грунтом). Проще говоря, речь идет о плавающем заводе, размещенным на громадной платформе.

А чтобы построить такую платформу, создали Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений – проще говоря, завод по строительству заводов СПГ.

Кадровый дефицит
В лихие 90-е крутые инженеры разбежались с наукоемких предприятий по пирожковым и на рынки – торговать, ибо надо было выживать. А теперь, внезапно выяснилось, что грамотных людей нет.
Что с этим делать? Приходится из тех, кто еще остался в строю формировать коллектив наставников и обучать молодежь. Благо, молодежь пока еще есть (тьфу-тьфу-тьфу…).
Но кадровая проблема – это не только люди. Это новые тренажеры и новые курсы – ведь технологии меняются, новые учебные центры и другие способы прививания знаний. А поскольку речь идет об уникальных компетенциях, то возникают еще вопросы защиты, сохранности этих знаний.



Цифровые сервисы
Чтобы транспортная артерия была относительно безопасной, нужны качественные прогнозы по погоде и поведению льда. А для этого нужны данные, хорошие математические модели и полезные цифровые сервисы. Этим занимаются ребята из ААНИИ (Арктический и Антарктический НИИ).
Проблема в том, что многие полезные данные можно получить только из космоса, но несмотря на наш статус космической державы, мы такие данные до недавнего времени закупали. Нужны не обычные оптические данные – на них ничего не видно из-за высокой облачности в Арктике, а данные с радиолокационных спутников. А таких у нас нет, точнее не было. 27 мая 2023 Роскосмос вывел на орбиту первый такой спутник Кондор-ФКА, второй планируется в этом году, и еще два к 2029-2030 годам.

Как видно, импортозамещение – это не только набившие оскомину замены SAP на 1С (сам принял участие в таком проекте и, говоря откровенно, это скучно). Задача импортозамещения создает много интересных проектов для управления которыми нужны толковые менеджеры. Так что, за работу, товарищи! 😊
Благодарности
- Фильму «Северный морской путь, или Русская дорога в океане» за вдохновение
- Компании Новатэк за крутые проекты в области СПГ
- Всем, кто обеспечивает работу Северного морского пути
- Сергею Дьяченко за фото банана