Северный морской путь

По тщательно замаскированной причине в нашей стране с 2022 года резко увеличилось число проектов по импортозамещению – макдональдсов, самолетов и даже эквадорские бананы не в чести (попытка заменить их сочинскими не удалась — пришлось зарубежные разрешить снова :).

Ну что это за банан?

Среди всей этой движухи мы активизировались в улучшении транспортной артерии – Северного морского пути (СМП), т.к. прежние торговые пути оказались для нас закрытыми.

Морские торговые пути (теперь без нас)

Раз других путей осталось немного, то очень хочется сделать Северный морской путь пригодным к грузоперевозкам в режиме 24*7*365, желательно к 2030г. А это целая куча интересных проектов.

Маршрут транспортировки грузов с использованием Северного морского пути (обозначен синим — более 14 тыс. км) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красным — более 23 тыс. км)

Новые ледоколы

Нам нужны новые атомные ледоколы — без них водная артерия быстро превращается в «зимник» особенно в восточном направлении (зимник — автомобильная, тракторная и иная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре).

Мы строим универсальные атомные ледоколы серии 22220, которые умеют пробивать лед толщиной в 3 метра (ледокол можно купить за 60 млрд. рублей, но оплатить картой «Мир» нельзя). А еще строим крутой ледокол проекта 10510 «Лидер», который ломает лед в 4,3 метра (эта фишка обойдется в 2 раза дороже, в 120 млрд. руб.).

Ледокол проекта «Лидер» (дата завершения проекта: 15 декабря 2027г)
Высота этого дома — 4 метра, такой лед сможет ломать ледокол «Лидер»

Заводы СПГ

Что перевозить по Северному морскому пути? Все, что угодно. Но, конечно, в первую очередь углеводороды. К примеру, один газовоз ледового класса ARC7 «Штурман Альбанов» вмещает 172 тыс.куб.м. газа. Для понимания – этого объема хватит на обеспечение, скажем, Мадрида в течение 1 месяца.

Танкер Штурман Альбанов

В Арктике активно развивается производство сжиженного природного года (СПГ). Первый интересный проект, который уже реализован – Ямал СПГ. На этом проекте отработали технологию, наступили на часть «рисков» и подготовились к следующим амбициозным проектам.

Завод Ямал СПГ
Ребята с юмором подошли к дизайну — чем не «сгущенка»?

Второй проект в стадии реализации – Арктик СПГ 2. Это не просто копия проекта Ямал СПГ, здесь использован инновационный подход с использованием оснований гравитационного типа (ОГТ — платформа для добычи нефти или газа, удерживаемая на дне за счёт собственного веса и связей нижней части платформы с грунтом). Проще говоря, речь идет о плавающем заводе, размещенным на громадной платформе.

Работы по проекту Арктик СПГ 2

А чтобы построить такую платформу, создали Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений – проще говоря, завод по строительству заводов СПГ.

Это плавучий завод СПГ в процессе создания, потом его отбуксируют к нужной трубе

Кадровый дефицит

В лихие 90-е крутые инженеры разбежались с наукоемких предприятий по пирожковым и на рынки – торговать, ибо надо было выживать. А теперь, внезапно выяснилось, что грамотных людей нет.

Что с этим делать? Приходится из тех, кто еще остался в строю формировать коллектив наставников и обучать молодежь. Благо, молодежь пока еще есть (тьфу-тьфу-тьфу…).

Но кадровая проблема – это не только люди. Это новые тренажеры и новые курсы – ведь технологии меняются, новые учебные центры и другие способы прививания знаний. А поскольку речь идет об уникальных компетенциях, то возникают еще вопросы защиты, сохранности этих знаний.

Цифровые сервисы

Чтобы транспортная артерия была относительно безопасной, нужны качественные прогнозы по погоде и поведению льда. А для этого нужны данные, хорошие математические модели и полезные цифровые сервисы. Этим занимаются ребята из ААНИИ (Арктический и Антарктический НИИ). 

Проблема в том, что многие полезные данные можно получить только из космоса, но несмотря на наш статус космической державы, мы такие данные до недавнего времени закупали. Нужны не обычные оптические данные – на них ничего не видно из-за высокой облачности в Арктике, а данные с радиолокационных спутников. А таких у нас нет, точнее не было. 27 мая 2023 Роскосмос вывел на орбиту первый такой спутник Кондор-ФКА, второй планируется в этом году, и еще два к 2029-2030 годам.

Радиолокационный спутник Кондор-ФКА

Как видно, импортозамещение – это не только набившие оскомину замены SAP на 1С (сам принял участие в таком проекте и, говоря откровенно, это скучно). Задача импортозамещения создает много интересных проектов для управления которыми нужны толковые менеджеры. Так что, за работу, товарищи! 😊

Благодарности