КОГДА РЕШАЕШЬ ЗАДАЧУ С ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИХОДИТСЯ ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗЫ И ПРОВЕРЯТЬ ИХ. СО СТОРОНЫ ТАКОЙ ПОДХОД НАПОМИНАЕТ МЕТОД «ТЫКА» — СЛУЧАЙНЫЙ ПЕРЕБОР ВАРИАНТОВ В НАДЕЖДЕ НАЙТИ ПОДХОДЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРАКТИКИ РЕШЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАДАЧ ПРЕДЛАГАЮТ МЕТОД «НАУЧНО-ОБОСНОВАННОГО» ТЫКА.
Есть класс задач, для которых нет готовых решений. В таких задачах не ясен либо конечный результат, либо способ его получения, либо и то, и другое. Например, как создать успешный рыночный продукт — гаджет или программное обеспечение? Как воспитать ребенка? Как освободить заложника из рук террористов?
В модели «Киневин» такие задачи относятся к классу complex (иногда переводят как «запутанные»). Для решения таких запутанных задач нужно выдвигать гипотезы и проверять их в эксперименте.
Метод «тыка»
По большому счету, выдвижение гипотез — это «угадайка», метод «тыка». Раз мы не знаем решения, то и гипотезы можно придумывать случайным образом. Если повезет, то можем угадать с небольшого числа попыток.
Проблема с таким подходом в том, что можно угадывать до бесконечности, так и не приблизившись к решению. Рано или поздно, у нас закончится терпение, срок или другие ресурсы.
Метод «научно-обоснованного тыка»
Для повышения шансов на успех придумано множество специальных подходов. Смысл их в том, чтобы ограничить фантазию, направить гипотезы в какое-то русло. Несколько примеров современных подходов:
- Дизайн-мышление используют для придумывания продуктов и услуг, которые будут востребованы людьми.
- Скрам используют для производства продуктов (чаще всего цифровых) с высокой степенью неопределенности и для совершенствования самого процесса производства.
- Канбан-метод используют для улучшения процессов.
Во всех приведенных примерах гипотезы выдвигаются не просто так, а опираясь на какое-обоснование — результаты исследований и обратную связь от потребителей, статистику и наблюдения.
Такой метод по сути своей тоже метод «тыка». Он не дает гарантию, что решение будет найдено. Но все-же это научно-обоснованный подбор гипотез, т.к. в каждой практике есть определенная логика, метод выдвижения гипотез, позволяющий повысить шансы на успех.