Владелец продукта — кого выбрать на эту роль

Типы владельцев продукта
В СКРАМЕ ЕСТЬ ВЛАДЕЛЕЦ ПРОДУКТА. ЧТО ДЕЛАЕТ ЭТОТ ЧЕЛОВЕК — ПИШЕТ СТРАННОЕ НА СТИКЕРАХ ИЛИ СОЗДАЕТ НОВЫЙ БИЗНЕС? НА ПРАКТИКЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ОБА ВАРИАНТА. ДАВАЙТЕ РАЗБИРАТЬСЯ, КАК ЖЕ ЭТА РОЛЬ ЗАДУМАНА В ОРИГИНАЛЬНОМ СКРАМЕ.

На практике встречается не два, а целый спектр вариантов.

Секретарь (Scribe). Участвует на встречах с бизнесом и документирует требования к продукту. Сам решений не принимает. Мыслит скорее технологиями, нежели категориями бизнеса. На практике роль исполняется администраторами или начинающими аналитиками.

Уполномоченный (Proxy). Выступает как представитель бизнеса, но реальных полномочий не имеет. Может лучше понимать предметную часть, нежели Секретарь. Однако за любыми уточнениями бежит к лицу, реально принимающему решения по продукту. В худшем проявлении может блокировать коммуникацию между разработчиками и бизнесом (синдром вахтера). На практике роль исполняется системными и бизнес-аналитиками.

Оба варианта — секретарь и уполномоченный — сами ничего не решают, а лишь реагируют, принимают в работу решения других людей. Это приводит к слабому пониманию потребностей бизнеса и замедлению работы скрам-команды.

Представитель бизнеса (Business Representative). Человек от бизнеса со знанием предметной области. В отличие от Секретаря и Уполномоченного, может сам принимать некоторые решения по продукту. Однако, ключевые решения принимаются кем-то другим, что может приводит к задержкам в работе скрам-команды. На практике роль исполняется специалистом в конкретной области бизнеса, маркетологом, или менеджером продукта.

Спонсор (Sponsor). Человек от бизнеса с почти полными полномочиями по продукту и бюджетом на разработку. Ему выдается квота доверия и возлагается ответственность за коммерческий или внутренний успех продукта. Ввиду статусности иногда на практике возникает проблема коммуникаций с разработчиками (разность уровней и отношения «мы — они»). На практике роль исполняется сотрудником в должности «менеджер по продукту» или «директор по продукту».

Предприниматель (Enterpreneur). Предприниматель, в идеале, вкладывает в разработку продукта собственные деньги. Его полномочия в отношении продукта не ограничены. От несет полную ответственность за успех продукта, за успех команды, мыслит категориями возврата на инвестиции (ROI). В отличие от Спонсора, не позволяет себе отдаляться от команды. На практике роль исполняется собственниками (особенно в технологических стартапах), или наемными работниками в статусных должностях, но с особым складом мышления — предпринимательским мышлением.

В оригинальном Скраме под Владельцем продукта подразумевается Предприниматель.

P.S. Из книги «The Professional Product Owner. Leveraging Scrum as a competitive advantage». Don McGreal, Ralph Jocham.